воскресенье, 27 марта 2016
Вообще говоря, с определения предмета разговора нам и следовало начать. Но с чего начали, с того начали.
Итак, ОТМС это раздел военной медицины, занимающийся разработкой теории и обеспечением практики организации медицинского обеспечения вооруженных сил. А санитарная тактика - это наука о маневрировании медицинскими силами и средствами.
читать дальше
Сантактика как наука появилась по итогам Русско-Японской войны, хотя первые подходы к сантактике - это, как минимум, Гражданская война в США, когда американцы пытались (и успешно!) развертывать перевязочные пункты и госпитали не во время и после боя, как очень часто делалось в Европе, а в предвидении боя, чтобы уже первые раненые поступали в готовые к работе санитарные учреждения.
Этапами санитарной эвакуации, или инстанциями, как их называл Пирогов, у нас оказываются - ротное гнездо раненых (с Первой Мировой), батальонный медицинский пункт (с первой мировой), передовой перевязочный пункт/полковой медицинский пункт/полковой госпиталь (в Гражданскую в США уже вышел из употребления), главный перевязочный пункт/дивизионный медицинский пункт, дивизионный госпиталь (если есть), армейский/корпусной госпиталь (тут масса вариантов, например, госпитальные городки Первой Мировой, объединявшие несколько корпусных госпиталей), фронтовой госпиталь (СССР), глубокий тыл.
Место для каждого медпункта и госпиталя (более или менее) тщательно выбирается, в соответствии с определенными требованиями. Медпункт должен быть удобно достижим, но не мешать проезду и не быть расположен слишком близко к позициям артиллерии/штабам/складам/прочим местам, привлекающим огонь, иметь хороший источник воды, быть прикрыт от наблюдения и огня, хорошо заметен для раненых и сантранспорта, то есть, идеальной позиции, как обычно, не бывает.
На табельном снабжении всех подвижных госпиталей и медпунктов состоят палатки, большие и очень большие, хотя уже армейские ППГ стараются разместить в существующих зданиях - в идеале, школы и больницы. Впрочем, ППГ-2266 размещался в селе по хатам, и ничего, хотя и непросто.
Медпункт, в принципе, отличается от госпиталя тем, что в нем не предусмотрено палат для госпитализации на месте. Это создает очень неприятное противоречие. На ДМП (дивизионный медпункт) уже можно производить все операции, но, если ДМП развертывается отдельно от ДГ (дивизионного госпиталя), то возникает проблема - что делать с нетранспортабельными послеоперационными? На практике, если ДМП и ДГ развертывались по отдельности, ДМП получал часть палатного имущества и персонала от ДГ.
В армии США во Вторую Мировую существовали еще полуподвижные госпитали - в отличие от подвижных, они не включали в себя транспорт на весь госпиталь. Эти госпитали примерно соответствовали нашим фронтовым госпиталям, и, по меркам полевых госпиталей, были очень велики. Типичный подвижный госпиталь (и ДГ) - 200 коек, полуподвижные же были на 400 и 750.
Разумеется, госпиталь мог принять больше раненых, чем составляет его штатная вместимость. У американцев было четыре уровня развертывания - штатный, усиленный (сколько максимально можно положить раненых, обеспечивая им полноценную помощь), максимальный, когда госпиталь дает только минимум медицинской помощи и предельный - сколько людей может прокормить пищеблок.
Важнейшая часть любой тактики - резервы. "Распределяя врачей по батальонам, госпитали по полкам, а технику - по дивизиям, мы не улучшаем, а ухудшаем медицинскую помощь", писал Е. И. Смирнов, Главный санитарный врач РККА, перед войной.
Средства каждого этапа до дивизии включительно способны самостоятельно справится с потоком раненых в боях средней интенсивности. Если дело обстоит тяжелее, на помощь приходят армейские и фронтовые средства, и рядом с ДГ могут быть развернуты еще 3 армейских ППГ 1-й линии (количественное усиление ДГ), а "в затылок" им - 3-5 армейских ППГ 2-й линии (специализированные госпитали). Нормальным считалось иметь в армии 3-5 тыс. коек (при трех дивизиях в армии собственно в дивизиях - 600 коек).
Кроме комплектных госпиталей, для усиления служат автохирургические отряды (АХО) и отдельные роты медицинского усиления (ОРМУ), это, фактически, "ядро" госпиталя - хирургические бригады и специальное оборудование. Нейрохирургическая, или офтальмологическая, или челюстно-лицевая группа из состава ОРМУ, придаваемая общехирургическому ППГ, делает из него специализированный.
В армейском тылу развертывается ГОПЭП - головной полевой эвакуационный пункт армии, как правило, на крупной железнодорожной станции. Там находится группа госпиталей, предназначенных для лечения легкораненых, которых нецелесообразно везти глубже в тыл, и эвакоприемник из 2-3 и более ППГ.
Очень важным элементом ГОПЭП оказался КЭГ, контрольно-эвакуационный госпиталь, занимающийся проверкой раненых, назначенных на эвакуацию в тыл. В 1942 году, сразу после появления КЭГов, до половины раненых с эвакуации снимали - в основном, с недосушенными гипсами, но бывали и лихорадящие, и септические, и даже с неостановленным окончательно кровотечением. Однако, уже через год контроль не проходили считанные проценты.
Здесь я вынужден сказать недоброе слово про Галича. В пьесе "Матросская тишина" несколько раненых подряд умирают в вагоне санпоезда - и никто не удивляется. Это, в общем-то, ЧП из ЧП. Эвакуировать раненых, которые легко могут затяжелеть, раненых в тяжелом состоянии - запрещено категорически.
Собственно, запрещено эвакуировать - агонизирующих и умирающих, а также тех, кому эвакуация угрожает. Врач, подписывающий разрешение на эвакуацию, отвечает за безопасность такого решения.
Про госпитали глубокого тыла рассказ пойдет отдельно. Ограничусь пока тем, что в них направляли раненых с ожидаемым сроком лечения свыше 90 дней.
И вот после этой базы, видимо, завтра - перейдем к средствам эвакуации. От носилок до самолетов.
(а) если кто-то увидит в продаже книгу - Краткий курс санитарной тактики Потираловского, 1912 год - свистите. Я свой экземпляр трагически утратил, не успев дочитать.
(б) "а вот мой яндекс-кошелек" - 41001372684895. Репосты, комментарии и донат (просто задонать!) существенно увеличат вероятность продолжения.
(в) жду вопросов