вторник, 07 сентября 2004
Итак, мы - на фронте.
Война не объявлена, но она ведется.
И, если в Ираке еще более или менее понятно, кто, с кем и за что, то в остальном мире...
Война эта по своей структуре удивительно напоминает Лемову криптомахию. Правда, у Лема эта война велась на несравненно более высоком техническом уровне, но суть остается той же. Противник невидим и непредсказуем.
читать дальше
Союзник же эфемерен. Криптомахия - неизбежно - война всех против всех.
Для терроризма, который, технически, является разновиностью диверсионной войны, нужен тыл. Нужны оружие, базы, кадры, разведка... нужны деньги.
Кто-то кормит это змеиное гнездо.
При этом, вообще говоря, умеренный уровень нестабильности в каждой отдельно взятой стране выгоден всем остальным. Высокий - невыгоден.
Поэтому, союзы эфемерны.
Уважаемая газета пишет - жаль, конечно, но так русским и надо. Другая, не менее уважаемая - что террористов нужно давить всегда и безусловно.
Есть ощущение, что одна из этих газет не выражает мнения лидеров запада. Интересно, какая?
А официальные высказывания лидеров... они дипломатичны и политкорректны.
Скандальный Вопрос Бота в этом контексте весьма интересен. Но и тут непонятно, то ли он ляпнул, то ли переводчик ляпнул, то ли это - очень грамотная провокация.
Ситуация осложняется тем, что адекватных мер противодействия терроризму пока что нет.
Впервые за ... 100? 200 лет? "третий мир" нашел асимметричный ответ, который сделал беспомощным и бесполезным технологическое превосходство Европы. Которое, кстати, было асимметричным ответом на "переселения народов".
Конечно, Европа может так или иначе сформулировать факт: мы участвуем в межцивилизационном конфликте. В конфликте, стороны которого не считают друг друга людьми. После такого признания европейцы запросто способны стереть всех людей на средних размеров материке.
Но тут есть другая загвоздка. И не одна.
Во-первых, бетризация. Чем цивилизованней человек, тем тяжелее ему физически уничтожить оппонента. Не знаю, намеренно ли пропагандируется ненасилие как абсолют, или это - нормальный ход событий. Впрочем, скорострельное оружие и мощная взрывчатка очень нивелировали личную доблесть с голыми руками. Еще во времена битвы при Омдурмане.
Во-вторых, издержки психологической ломки, которая неизбежна. Сколько лет тянулся в США "вьетнамский синдром"? То-то.
Кстати, есть и еще один корень терроризма. Это - расплата западного мира за отказ от собственных идеалов, за Бельгию 1914 года и Колоссаль, за доктрину Дуэ и химическое оружие, примененное в Абиссинии, за Ковентри и Дрезден, за Хиросиму.
К чему приведет отдача от геноцида - лучше не думать.
В-третьих, для такого решения необходима консолидация, и очень желателен консолидированный и явный противник. Но второго нам точно никто не даст, а первое... сколько времени понадобилось Европе, чтобы консолидиироваться перед лицом Гитлера? А до того - перевешивали сиюминутные выгоды.
Собственно, все три проблемы можно объединить в одну. Силовое решение - слишком прямое. Поэтому успех его сомнителен, а вот затраты - несомненны.
Это не значит, что силовые меры нужно забросить. Ни в коем случае! Спецподразделения по борьбе с терроризмом, разведка, контрразведка - необходимы. Но абсолютно недостаточны.
Спецназ обречен опаздывать. Отдача инициативы - первый шаг к поражению. А еще - он может невзначай запустить механизм естественного отбора. И вывести террористов, рядом с которыми нынешние будут смотреться, как армия времен Наполеона рядом с современной.
А асимметричный ответ еще предстоит найти.
Вооружение и психологическая подготовка населения - нужно, но недостаточно.
Приведение в порядок чиновничества и милиции - то же самое.
Не решение, но, повидимому, необходимая часть решенния - консолидация общества. Вопрос только в том, что внешняя консолидация ненадежна (вспомните, как быстро развалилась антигитлеровская коалиция), а предпосылки для внутренней - отсутствуют напрочь.
Дальнейшие мысли - в другой раз.
зайди..
может найдёшь что интересного среди этих людей...