Вот что я наваял на тему "Суверенная демократия: мой взгляд"
Начать, наверное, нужно с краткой истории демократии в России.
читать дальше
В Европе, сумев пару раз более-менее выйти из кризиса с помощью демократии, сделали ее традицией. Россия из кризисов 1860-х и 1941 выходила без всякой демократии, из 1905 и из 1917 - вышла, но без демократии. Очередной кризис пришелся на 1980-е.
Не то, чтобы этот кризис случился так уж внезапно - Косыгин прогнозировал его, и Высоцкий - провидел. Оба - за пятнадцать лет. Но к первому - не прислушались, а второго просто не поняли. Как же, "цены на оружие растут, цены на хлеб падают", "лет на сто воды хватит", Брежнева уже тогда интересовали, главным образом, висюльки, то, что престиж высшего образования падает, а работника распределения, называемого "торговлей", растет, а пропаганда воспринимается, как источник материала для анекдотов, никого из первых лиц особо не заботило... Андропов, в несколько неуклюжей, свойственной его ведомству на закате, манере, пытался что-то сделать, но то ли не успел, то ли просто шел в тупик. На мой взгляд, второе вернее.
Попытка горбачевских реформ и запоздала, и проводилась неподходящим человеком. Не верю я в то, что после ежедневных полуторачасовых выступлений по телевизору, человек способен еще чем-то руководить. По
крайней мере, внятной стратегии так и не нарисовалось. Тактически же, то ли по установке сверху, то ли совсем банально - по инерции, внезапно появившуюся народную энергию пытались канализовать максимально управляемым образом.
Откуда взялись олигархи, все уже знают. Это комсомольские да профсоюзные работники, которым позволили купить готовые предприятия за 10% цены, на чужие деньги. Трудно ожидать от них бережного отношения к чему-либо. Собственно, с тех пор экономическая деятельность и носит сильнейший отпечаток оптимизации по одному параметру - "максимально нахапать за ближайший год". Такая оптимизация естественным путем
приводит к африканско-латиноамериканской государственной системе, когда консуманты первого порядка потребляют природные ресурсы, консуманты второго порядка (элитные автосалоны, недвижимость, модельные агентства), обеспечивающие комфортное существование первых, получают процентов 20 от доходов первых, консуманты третьего порядка, обеспечивающие удобство ведения дел, получают процентов 20 от вторых, и все остальные, живущие как получится. Понятно, что избытком внутренней стабильности такая конструкция
не отличается. С другой стороны, изрядная общность интересов у консумантов первого порядка в сочетании с ресурсами, достаточными на подкуп или уничтожение любой оппозиции, препятствуют и излишней раскачке. Как правило.
Есть ощущение, что первые партии свежеразрешенной демократии организовывались по тому же принципу. И, если перед ними ставили задачу - перевести энергию масс в энтропию - то задача успешно решена. Интерес масс к политике вплотную приближается к позднебрежневским временам.
Так вот, о суверенной демократии. На мой взгляд, это такая сказка, ориентированная на экспорт и внутреннее потребление одновременно. Причем, в отличие от перестройки и прочего ускорения, на экспорт предназначена одна ее половина, а для внутреннего - другая.
Внутрь принимают "суверенную". Я не очень понимаю, каким образом может быть суверенной страна, живущая экспортом сырья и, как следствие, зависящая от импорта промышленной продукции. Однако, на внутреннем рынке этот бренд востребован. По мере того, как СССР уходит в прошлое, проблемы забываются, и вновь обретает привлекательность идея "могучей державы любой ценой". Про цену, при этом, задумываются немногие.
"демократия" же предназначена на экспорт. Я не очень понимаю, о какой демократии идет речь, когда власть старательно дистанцируется от народа, а жителям города на полном серьезе предлагают в день государственного праздника свалить из города и не отсвечивать. Но этот бренд востребован на внешнем рынке. США вполне равнодушно, а порой даже сочувственно, относятся к латиноамериканским режимам, поставляющим нужное сырье или проводящим нужную политику, при условии, что они декларируют поддержку демократии. При этом, в стране фактически может быть любой режим. Например, феодально-бюрократический, когда назачаемый с самого верха чиновник обладает всей полнотой фактической власти, и использует ее для собственного обогащения.
Что же может делаться под эту сказку? Теоретически, ей можно маскировать зарождение какого-нибудь Третьего Проекта, Четвертого Рима, Пятой Империи, Шестого Рейха или еще какого-нибудь "Седьмого континента". Но на три шага вперед видят аналитики уровня Иссерсона, а всем прочим остается радоваться, правильно просчитав один. Пока же тенденция ведет в другую сторону - к консервации существующего положения. Очередные государственные проекты похоронит бессмертный чеченский террорист Попил Бюджетов, успешно переживший все выборы, революции и дворцовые перевороты с неведомых времен. Формальные показатели типа уровня жизни будут рости, в основном за счет роста чиновничьего аппарата и цен на недвижимость, и
статус-кво продержится либо до падения цен на нефть, либо до исчерпания ресурса инфраструктуры, либо
до очередного кризиса мировой эконмики. А что будет тогда - я лично просчитать не берусь.
Начать, наверное, нужно с краткой истории демократии в России.
читать дальше
В Европе, сумев пару раз более-менее выйти из кризиса с помощью демократии, сделали ее традицией. Россия из кризисов 1860-х и 1941 выходила без всякой демократии, из 1905 и из 1917 - вышла, но без демократии. Очередной кризис пришелся на 1980-е.
Не то, чтобы этот кризис случился так уж внезапно - Косыгин прогнозировал его, и Высоцкий - провидел. Оба - за пятнадцать лет. Но к первому - не прислушались, а второго просто не поняли. Как же, "цены на оружие растут, цены на хлеб падают", "лет на сто воды хватит", Брежнева уже тогда интересовали, главным образом, висюльки, то, что престиж высшего образования падает, а работника распределения, называемого "торговлей", растет, а пропаганда воспринимается, как источник материала для анекдотов, никого из первых лиц особо не заботило... Андропов, в несколько неуклюжей, свойственной его ведомству на закате, манере, пытался что-то сделать, но то ли не успел, то ли просто шел в тупик. На мой взгляд, второе вернее.
Попытка горбачевских реформ и запоздала, и проводилась неподходящим человеком. Не верю я в то, что после ежедневных полуторачасовых выступлений по телевизору, человек способен еще чем-то руководить. По
крайней мере, внятной стратегии так и не нарисовалось. Тактически же, то ли по установке сверху, то ли совсем банально - по инерции, внезапно появившуюся народную энергию пытались канализовать максимально управляемым образом.
Откуда взялись олигархи, все уже знают. Это комсомольские да профсоюзные работники, которым позволили купить готовые предприятия за 10% цены, на чужие деньги. Трудно ожидать от них бережного отношения к чему-либо. Собственно, с тех пор экономическая деятельность и носит сильнейший отпечаток оптимизации по одному параметру - "максимально нахапать за ближайший год". Такая оптимизация естественным путем
приводит к африканско-латиноамериканской государственной системе, когда консуманты первого порядка потребляют природные ресурсы, консуманты второго порядка (элитные автосалоны, недвижимость, модельные агентства), обеспечивающие комфортное существование первых, получают процентов 20 от доходов первых, консуманты третьего порядка, обеспечивающие удобство ведения дел, получают процентов 20 от вторых, и все остальные, живущие как получится. Понятно, что избытком внутренней стабильности такая конструкция
не отличается. С другой стороны, изрядная общность интересов у консумантов первого порядка в сочетании с ресурсами, достаточными на подкуп или уничтожение любой оппозиции, препятствуют и излишней раскачке. Как правило.
Есть ощущение, что первые партии свежеразрешенной демократии организовывались по тому же принципу. И, если перед ними ставили задачу - перевести энергию масс в энтропию - то задача успешно решена. Интерес масс к политике вплотную приближается к позднебрежневским временам.
Так вот, о суверенной демократии. На мой взгляд, это такая сказка, ориентированная на экспорт и внутреннее потребление одновременно. Причем, в отличие от перестройки и прочего ускорения, на экспорт предназначена одна ее половина, а для внутреннего - другая.
Внутрь принимают "суверенную". Я не очень понимаю, каким образом может быть суверенной страна, живущая экспортом сырья и, как следствие, зависящая от импорта промышленной продукции. Однако, на внутреннем рынке этот бренд востребован. По мере того, как СССР уходит в прошлое, проблемы забываются, и вновь обретает привлекательность идея "могучей державы любой ценой". Про цену, при этом, задумываются немногие.
"демократия" же предназначена на экспорт. Я не очень понимаю, о какой демократии идет речь, когда власть старательно дистанцируется от народа, а жителям города на полном серьезе предлагают в день государственного праздника свалить из города и не отсвечивать. Но этот бренд востребован на внешнем рынке. США вполне равнодушно, а порой даже сочувственно, относятся к латиноамериканским режимам, поставляющим нужное сырье или проводящим нужную политику, при условии, что они декларируют поддержку демократии. При этом, в стране фактически может быть любой режим. Например, феодально-бюрократический, когда назачаемый с самого верха чиновник обладает всей полнотой фактической власти, и использует ее для собственного обогащения.
Что же может делаться под эту сказку? Теоретически, ей можно маскировать зарождение какого-нибудь Третьего Проекта, Четвертого Рима, Пятой Империи, Шестого Рейха или еще какого-нибудь "Седьмого континента". Но на три шага вперед видят аналитики уровня Иссерсона, а всем прочим остается радоваться, правильно просчитав один. Пока же тенденция ведет в другую сторону - к консервации существующего положения. Очередные государственные проекты похоронит бессмертный чеченский террорист Попил Бюджетов, успешно переживший все выборы, революции и дворцовые перевороты с неведомых времен. Формальные показатели типа уровня жизни будут рости, в основном за счет роста чиновничьего аппарата и цен на недвижимость, и
статус-кво продержится либо до падения цен на нефть, либо до исчерпания ресурса инфраструктуры, либо
до очередного кризиса мировой эконмики. А что будет тогда - я лично просчитать не берусь.