"В начале было слово". И пропагандистский аспект Холодной войны был, в сущности, если не единственным решающим аспектом, то одним из важнейших.
Собственно, неофициальный лозунг позднебрежневских времен - "На наш век хватит" - вполне себе укладвался в тезисы пропагандистской войны. То есть, таргет-группа этой пропаганды - верхушка страны - успешно попала под воздействие.
А что же советская пропаганда?
Не секрет, что журналы "Англия" и "Америка" отличались прекрасным уровнем содержания и работали сугубо против "образа врага", более или менее деятельно создававшийся советской прессой. А вот советские журналы на Западе свою функцию выполняли более, чем посредственно.
Между Свечиным и Разиным прошло 20 лет. Оба писали об эволюции военного искуства. Но Свечин постоянно подчеркивает зигзаги эволюции, неравномерностьи и случайности, влияющие на историю - а Разин упорно нудит про объективные законы развития общества и 20% текста - цитаты из Маркса и Энгельса.
Ортодоксальный марксизм, особенно в позднем своем варианте, забавно стыкуется с теориями бл. Августина и Кальвина - о предопределении. Впрочем, марксистское отрицание роли личности в истории всяко осмысленнее, чем толстовское. Из объективности и неотвратимости законов развития и из того, что учение Маркса верно, потому, что всесильно (или наоборот? не принципиально) с неотвратимостью делался воспетый классиками вывод - "работай, не работай, все едино". Вот и прошлепывали идеологическое обеспечение, что особенно ярко проявилось в истории с корейским Боингом - я бы нарочно так не подставился. И, думается мне, у советской пропаганды, ориентированной на запад, даже понятия-то такого не было - "целевая аудитория".
И предсказанный Косыгиным еще в 1970 году кризис советской экономики был допущен, исходя из примерно вышеописанных раскладов...